четверг, 3 декабря 2009 г.

Исследование фауны самарских маркетинговых ниш

О маркетинге кто-только не говорит. О региональном маркетинге я писал несколько раз и в основном это был личный негатив о нашей провинциальной милой Самаре.

Однако пару раз я обещал поделится исследованием знакомого социолога, о которой ходит много темных историй, но не одну я не смог подтвердить. Все корректно и интересно. Она писала диссертацию и провела интересное исследование маркетинга в Самаре, с заполнением анкет, анализом резюме и интервью. ;)

Цитаты:

Исследование проводилось в рамках работы над диссертационным проектом. В ходе исследования было проанализировано 285 резюме специалистов, которые указали в своих резюме должность «специалист по маркетингу», «маркетолог», «директор по маркетингу», т.е. имели опыт работы в профессии.


Самому молодому специалисту, работающий в области маркетинга, чье резюме попало в выборку, 22 года, самому старшему 62 года.
Анализируя резюме можно выделить определенные пики, которые характеризуют соотношение возраста и опыта работы в маркетинге. Так, больше всего резюме приходится на возраст 25-26 лет (25 резюме) и на 32 года – 23 резюме. Резкое уменьшение количества резюме происходит после 36 лет. Это неоднозначный показатель, он может быть связан с тем, что специалистов по маркетингу в то время еще не готовили, а может быть связано и с общей спецификой рынка труда, когда после 35 лет активность в области поиска работы сменяется стремлением к сохранению стабильной работы. Это требует дополнительного исследования.

Не оправдалась гипотеза о том, что маркетинг – это «женская» профессия. Из 285 проанализированных резюме, 146 «мужских» резюме и 139 «женских». Таким образом, мы не можем говорить о четком половом разделении в профессии.  

Получается на одного маркетера приходится одна маркитантка!

На сегодняшний день, маркетинг преподается в 7 из 39 высших учебных заведениях Самары, причем только 4 из них являются государственными. 
Кроме системы высшего образования, маркетинговое образование можно получить, пройдя профессиональную переподготовку в одном из 10 учебных заведений, 4 из которых ведут подготовку и сертификацию специалистов по маркетингу в соответствие с программами, сертифицированными европейскими маркетинговыми ассоциациями (наиболее известны РИМА, и IME). 
Если брать за критерий анализа основное образование (специальность), сферу деятельности можно выделить несколько групп

  1. имеющие профессиональное образование и работающие в маркетинге
  2. неимеющие профессиональное образование и работающие в маркетинге
  3. имеющие имеющие основное непрофильное образование + дополнительное профессиональное образование и работающие в маркетинге.
Максимальное количество резюме (порядка 73% принадлежит ко второй группе). 
Формирование профессионального сообщества один из важнейших этапов формирования профессии. Однако говорить о том, что в Самаре есть профессиональное сообщество достаточно сложно. На данный момент можно выделить три площадки, на которых можно наблюдать профессиональное сообщество маркетологов, две из которых возникли только в 2008-2009 годах.

Самая старая площадка для встреч и обсуждений специалистов по маркетингу является «Самарский маркетинговый клуб», который возник в 2005 году. Основная деятельность клуба связана с «созданием информационного пространства с целью свободного обмена информацией, касающейся теоретических и практических аспектов маркетинговой деятельности» и «создание базы маркетологов в Самаре». Есть система членства, есть система членских взносов. Мероприятия проводимые клубом – это регулярные семинары (один раз в месяц) по практическому маркетингу. Сообщество достаточно замкнутое и закрытое. Стать членом можно только с личного разрешения председателя клуба. Есть кастовая организация, есть председатель и приближенные к нему люди. Формат проведения встреч – реклама компании руководителя клуба, либо обсуждение проблем маркетинга (новых тенденций), но при этом с большим отставанием:

«Они учебники там обсуждают... или есть какой-нибудь дядька, которого все любят, вот он разбирается, в кавычках разбирается в мобильном маркетинге, так они его приглашают и слушают с открытыми ртами, а то, что он говорит об уже устаревших вещах, которые на практике-то уже и не применишь... а спорить нельзя».

Чужаков не любят, не открыты к общению с новыми людьми, если они не заказчики, спор с руководителем клуба или его приближенными чреват физическим исключением из сообщества и прекращение контакта с ним
.

Это автор исследования пишет про знаменитое "маркетинговое болото" с великими маркетологами, о которых я говорил уже пару раз и у меня даже появился личный тролль от них. 

Более подробно  с исследованием можно ознакомится по ссылке: http://oakko.blogspot.com/2009/11/blog-post.html


Ольга К. выполнила взятое на себя обещание и опубликовала часть своего исследования! Это впрочем не удивительно, ведь она социолог по образованию. ;) 

Комментариев нет:

Отправить комментарий